Ваш город:

Цифровая грамотность: педагоги VS ученики

4 мая 2020 г.
0
1664

В эпоху цифровизации общество всецело погрузилось в изучение технологий и возможностей, которые они предоставляют. Наша действительность такова, что умение работать с компьютерными программами требуется практически во всех отраслях. Но освоение цифровой грамотности далеко не всем дается легко и просто.

Цифровая грамотность: педагоги VS ученики

Согласно сложившемуся стереотипу, более развитые навыки использования техники характерны для молодежи. И это – закономерно. Студенты, школьники и даже малыши очень быстро учатся работать с компьютерами, поскольку, они:

  • во-первых, быстрее "схватывают" новую информацию в силу своего возраста,
  • во-вторых, в отличие от старшего поколения, они не представляют жизни без интернета (а доступ к интернету, как известно, невозможен без навыков пользователя компьютера).

У людей более зрелого возраста также отмечается острая необходимость в освоении цифровой грамотности, и, хотя, они испытывают определенные сложности в этом вопросе, их подход к делу более серьезный, сознательный и ответственный.

Уровень цифровой грамотности педагогов и школьников: мнение россиян

Внести ясность в вопрос об уровне владения цифровой грамотностью в сфере образования попробовал аналитический центр НАФИ. В ходе своего недавнего исследования аналитики подробно изучили проблему. Помимо всего прочего, специалисты провели опрос среди населения 136 городов из 50 регионов, в котором участвовало 1600 граждан, оценивших навыки владения компьютерами учителями и их учениками.

По словам кандидата социологических наук, заместителя гендиректора центра НАФИ Тимура Аймалетдинова, который рассказал о результатах проведенного опроса, безоговорочную победу при оценке уровня владения цифровыми технологиями респонденты отдали старшеклассникам. В том, что ученики старших классов намного лучше учителей разбираются в современных технологиях, уверены 70% опрошенных, среди которых большую часть составили респонденты в возрасте до 34 лет, проживающие в Санкт-Петербурге и Москве. Как объясняют социологи, именно возраст опрошенных людей оказал огромное влияние на результат: возрастная категории наибольшего числа респондентов еще помнит свои школьные годы, а тогда разница между педагогами и учениками была более заметна.

Знания за педагогами: не только учат, но и знают

Однако сотрудники Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) опровергают мнение общественности. Согласно другому исследованию данного аналитического центра, которое проводилось на основе данных, полученных Европейской комиссией в ходе оценки цифровой грамотности педагогов в 2019 году, более компетентным в этом вопросе является именно старшее поколение.

Кстати, согласно данным Европейской комиссии, владение цифровыми технологиями населением России в целом оценивается на 62 пункта. При разделении результатов по возрастным категориям выделены следующие показатели:

  • 73 пункта у старшеклассников 14-17 лет;
  • 77 пунктов у студентов в возрасте 18-24 года;
  • 87 пунктов – уровень школьного учителя;
  • 88 пунктов – преподаватели высших учебных заведений.

Такие показатели свидетельствуют о том, что население недооценивает педагогов или, как минимум, не учитывает их стремления к развитию и поддержанию высокого уровня компетенций с целью эффективного обучения подопечных.

Почему молодежь так сильно уступает по результатам научных исследований? Дело в том, что при оценке цифровой грамотности специалисты учитывают целый ряд критериев, а не только наличие технических навыков в целом. В основе исследования лежит методология, предложенная на саммите G20 в 2017 году. Она предполагает определение индекса цифровых компетенций по таким параметрам как:

  • медиаграмотность;
  • информационная грамотность;
  • компьютерная грамотность;
  • отношение к технологическим инновациям;
  • коммуникативная грамотность.

По результатам анализа молодежь лидирует только по критерию «отношение к технологическим инновациям», так как подрастающее поколение вполне ожидаемо проявляет больший интерес к появляющимся на рынке новинкам. В тоже время, господин Аймалетдинов отмечает, что люди старшего поколения, в том числе педагоги, больше информированы об опасностях, которые несет в себе сеть, и имеют хорошо развитое критическое мышление, которое помогает им избегать этих угроз.

Технологии в образовательном процессе

Вместе с оценкой цифровых компетенций педагогов социологи решили определить процент использования технических средств в процессе обучения детей. Результаты опроса показали, что, по мнению большей части российского общества, педагоги недостаточно внедряют компьютерные технологии в учебный процесс. В этом вопросе наиболее скептически настроенными оказались жители Москвы и Санкт-Петербурга, где отрицательный показатель был равен 46%. Высокий процент был также отмечен у населения Северного Кавказа, Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов (более 40%).

Отметим, что по оценкам аналитиков, полученным в результате исследования 2019 года, коэффициент использования педагогами цифровых технологий в профессиональной деятельности составляет 48 пунктов из 88, что приблизительно соответствует мнению опрошенных россиян.

Во время изучения данного вопроса специалистами также было выявлено, что наибольшая доля заинтересованных в эффективном внедрении инновационных технологий и непрерывном совершенствовании учебного процесса, а именно 41%, приходится на учителей старше 56 лет. Менее активными оказались молодые учителя в возрасте до 35 лет и учителя начальных классов – 21% и 27% соответственно. Преподаватели ВУЗов продемонстрировали противоположные результаты. У них 34% активных пользователей информационно-компьютерных технологий – молодые сотрудники. Примечательно, что среди преподавателей гуманитарных и общественных наук информационно-коммуникационные технологии в полной мере используют 32%, в то время как в точных науках – 37%.

В целом, высокую оценку удобству применения цифровых устройств дали 90% педагогов. При этом 69% преподавателей заявили о том, что не только активно пользуются компьютерами и другими современными девайсами, но и постоянно интересуются новыми приложениями, программами и т.д.

Чаще всего учителя обращаются к информационно-коммуникационным технологиям либо для повышения квалификации через различные онлайн-платформы, либо для самостоятельного изучения новых методик и педагогических технологий, или с целью обмена опытом с другими коллегами. В отличие от школьников они относятся к онлайн присутствию более внимательно и осторожно, тем самым не только минимизируя вероятность сетевых атак, но и исключая возможность оказаться под влиянием виртуального мира.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
Предназначение новой школы — создать лучшее будущее благодаря сообществам молодых неравнодушных, энергичных и умелых людей, раскрывших свои таланты в ..
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
21 нояб. 2024 г.
0
36
Совещание, посвященное приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства РФ
Как сообщает Министерство науки и высшего образования РФ, сегодня глава ведомства Валерий Фальков и гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов про..
О приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства России
21 нояб. 2024 г.
0
48
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования»
В рамках прошедшей сегодня стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования» под председательством премьер-министра РФ Михаила..
Премьер-министр РФ заявил о необходимости повышения качества образования
19 нояб. 2024 г.
0
1027
Оставить свой комментарий

Ваш город: