Мы часто рассказываем читателям о различных методиках развития, их содержании, особенностях и авторах, чтобы родители могли самостоятельно использовать их в домашних занятиях с ребенком В этот раз в поле нашего внимания попала методика Алисы Самбурской. Ее «Музыка интеллекта», в последнее время, широко рекламируется в сети, в том числе – самой Алисой Анатольевной Самбурской.
Но результаты поисков уникального алгоритма действий в предлагаемой методике заставили изменить привычный формат статьи, убрать из заголовка красивое название – «Музыка интеллекта», и на примере работы А. Самбурской (не зря же мы ее старательно изучали!) объяснить, чем отличается методика от метода, и стоит ли платить за общеизвестные «открытия».
Что такое методика в обучающем и развивающем процессе?
Методика в системе образования – это алгоритм практических действий, направленных на достижение определенной цели в обучении – развитие логического мышления, оптимизация учебного процесса, развитие памяти, воображения, познавательного интереса и т.д.
Основные цели развивающих методик в общеобразовательной системе:
- Приобретение знаний;
- Развитие и воспитание личности;
- Приобретение практических умений и навыков.
В содержании методики должны быть четко прописаны способы, приемы или техника деятельности педагога (учителя, психолога), которыми он может пользоваться в рамках предлагаемой методики и/или сочетать их с другими приемами. Методика решает частные задачи и является составляющей частью метода, который объединяет множество методик.
Методику признают эффективной и предлагают для широкого применения только после апробирования и признания ее соответствия требованиям ФГОС. Например, методика развивающего обучения Эльконина – Давыдова разрабатывалась целой группой советских ученых в содружестве с авторами на протяжении многих лет, а учебные программы по предметам, созданные на основе этой методики, более полувека используются в российских школах. Московская экспериментальная школа № 91, где проводилось исследование эффективности, до сих пор работает по методике Эльконина-Давыдова, ставшей фундаментальным открытием в советской и российской педагогике.
Одним словом, создание методики в сфере общего образования – это многолетний и всеобъемлющий научный труд, над которым работают педагоги, психологи и ученые из области медицины.
О «музыкальных» методиках
Нет сомнения, что музыка оказывает положительное влияние на психику человека. Поэтому каждый учитель или воспитатель, хотя бы однажды, использовал музыкальные произведения на уроке или занятиях с дошкольниками. Активизация внимания детей, в этих случаях, не требует доказательств. Особая роль музыки в эстетическом развитии личности – аксиома.
Попытки создания алгоритма «музыкальных» методик не безосновательны, но до сих пор не существует ни одного уникального и точного «рецепта». Музыка – это эмоция, которую невозможно измерить. Она стоит в одном ряду с литературой и изобразительным искусством, и используется как средство гармоничного развития школьников.
Об авторе методики: Алиса Самбурская и ее «Музыка интеллекта»
Штрихи автобиографии Алисы Анатольевны Самбурской (Рыльковой Виктории Анатольевны), опубликованные в личном блоге автора, говорят о ее незаурядной и деятельной натуре. Судя по всему А. Самбурская – человек творческий и влюбленный в музыку.
В 1990 г. Алиса Анатольевна окончила Московское педагогическое училище №12, получив квалификацию учителя начальных классов. После окончания педагогического училища, с 1990г. по 1998 г. автор «Музыки интеллекта» работала вокалисткой в Московской филармонии. В 1990-1992 г.г. Алиса Анатольевна работала в московской школе № 324, учителем начальных классов.
В 2016 году А. Самбурская получила высшее педагогическое образование в Московской международной академии и ей присвоена квалификация магистра. А в 2019 году, с 3 июля по 26 сентября, Алиса Анатольевна прослушала курс (620 часов) по программе «Психологическое консультирование и психодиагностика» в Московском институте переподготовки кадров (АНО ДПО МИПК), что дает ей право считать себя психологом и оказывать платные консультативные услуги по всем направлениям психологии.
21.10.2004 г., до получения квалификации магистра педагогики в 2016 году, А. Самбурская защитила диссертацию, и ей присвоена ученая степень кандидата педагогических наук.
Тема ее диссертации – «Дидактические основы использования музыкальной деятельности при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике».
Надо заметить, что музыкальная биография автора «Музыки интеллекта» более насыщена и убедительна, чем педагогическая деятельность в дошкольном воспитании и начальных классах общеобразовательной школы. В 2000 году Алиса Анатольевна окончила Московский государственный университет культуры и искусств – дирижерский факультет, преподаватель искусства эстрады.
О методике А. Самбурской
Согласно научной концепции автора, чтобы работать по предлагаемой методике родителям, воспитателям детских садов, учителям начальных классов и даже репетиторам дошкольников и первоклассников необходимо иметь, по крайней мере, базовое музыкальное образование. Дети тоже должны, как минимум, обладать чувством ритма, музыкальным слухом и памятью.
То есть, в «Музыке интеллекта» нарушены главные требования, предъявляемые ко всем развивающим и обучающим методикам: автор, по сути, предлагает избирательную или индивидуальную методику обучения чтению, письму и математике для музыкально одаренных детей и педагогов.
Музыка, конечно, должна присутствовать на уроках у малышей, для создания эмоционального фона и оптимизации учебного процесса. Но надо ориентироваться на реальность, в которой случается, что на уроке математики детская песенка «Два веселых гуся» может стать отвлекающим фактором – концентрация внимания у детей в этом возрасте и без того крайне низкая. В «методике» Самбурской упущен момент понимания индивидуальных особенностей детской психики: после активных игр на перемене некоторых малышей достаточно сложно «настроить» на урок.
Поэтому список музыкальных произведений, отобранных автором для уроков, каждый учитель должен рассматривать критически, ориентируясь на обстановку в классе и настроение детей.
В своей научной работе А. Самбурская указывает, что исследования о влиянии музыки проводились при участии 3 групп детей в количестве 150 человек:
- контрольная группа – учащиеся специализированной московской школы № 324, с углубленным изучением музыкально-эстетических предметов,
- две другие испытуемые группы – учащиеся музыкальной школы и детского музыкального коллектива.
То есть, фактически исследования проводились на малом количестве детей, которые, однозначно, обладают музыкальными способностями. Результаты лучшего усвоения навыков чтения, письма и счета при этом, очень условны, поскольку оценивались субъективно, без исследования физиологических параметров. При этом Самбурская утверждает, что ее «музыкальная» методика влияет на нейронные связи, что не доказано исследованиями вообще.
Продуманного и однозначного алгоритма занятий по методике Самбурской, увы, тоже не просматривается. Использование музыкальных физминуток, песенок-считалок и других элементов, оптимизирующих уроки чтения, письма и математики у малышей, регулярно применялись в советских школах с начала 80-х годов – задолго до того, как А. Самбурская приступила к работе над «музыкой интеллекта». Поэтому предлагаемая методика не уникальна.
Хотя, для индивидуальных занятий с ребенком, обладающим музыкальными способностями, методика А. Самбурской вполне приемлема, если дополнить ее алгоритмом, с учетом возрастных особенностей психики детей в возрасте 4-7 лет.
В целом можно сказать, что работа Алисы Анатольевны Самбурской не столько методика, сколько метод – направление, которое неоднократно выбиралось многими учеными для исследования.
В заключение хотелось бы дать совет родителям:
Аристотель, философствуя о музыкальном воспитании, подчеркивал, что люди делятся на тех, кто играет на музыкальном инструменте, и тех, кто слушает музыку. Если у ребенка ярко выражен талант художника или будущего Энштейна, не спешите инвестировать в уроки музыки – пусть он реализует свои способности, а музыка «сопровождает его», как состояние души, а не как обязательный инструмент для изучения школьных предметов.