Ваш город:

Что должен знать учитель о возрастной физиологии?

9 мая 2021 г.
0
1043

Вопрос внедрения инновационного направления в современную педагогику, как необходимого фундамента для развития когнитивных способностей у детей, ученые исследуют давно. Но, похоже, что отечественная педагогика не очень спешит «принимать» инновации – актуальность практического применения знаний по возрастной физиологии в обучении, как говорится, назрела «еще вчера», а система подготовки и повышения квалификации учителей и воспитателей разных специальностей, до сих пор идею не подхватила.

Что должен знать учитель о возрастной физиологии?

Изучение физиологических особенностей детей и подростков, как естественного фактора, влияющего на развитие и способности к обучению, включены в программы обучения первокурсников отделений социальной педагогики и психологии. Психологов же, почему-то принято вызывать на помощь, когда уже необходимо исправление ошибок взрослых. И судя по тому, что учителя еще пытаются переучивать левшу, разделяют детей на группы по типам восприятия информации и т. д., школьным психологам предстоит серьезная работа.

Учитель – не доктор, но…

Каждый будущий учитель в педагогическом ВУЗе или колледже изучает основы психологии, и должен иметь хотя бы элементарное представление о возрастных особенностях детей. При этом будущие психологи, в процессе своего обучения, изучают возрастные физиологические особенности детей более расширенно, с опорой на педологию. То есть, учитель сосредоточен преимущественно на методике преподавания предмета, оценках, «открытых уроках», отчетах. Вникать в «медицинские подробности» развития школьника у него просто нет времени. Тем более, эта часть работы предполагает индивидуальное внимание к ребенку, а на уроке выделить время для отдельных учеников сложно.

Поэтому, если в школе есть психолог, специализированными знаниями которого можно воспользоваться, педагог направляет отстающего ученика на консультацию вместе с родителями (если, конечно, сумеет разглядеть физиологические особенности в развитии ребенка, правильно оценить его поведение, а не «засыпать двойками», не разобравшись). Ведь особенных детей не всегда можно разглядеть по внешним признакам, а они больше других учеников нуждаются в поддержке учителя здесь и сейчас, и, если не получают ее, теряют интерес к учебе и «зарабатывают» комплексы, препятствующие успешной социализации.

«Медицинскими подробностями» молодые учителя ошибочно считают онтогенез ребенка, начиная с его внутриутробного развития до юношеского возраста, который частично совпадает с обучением в старших классах. Между тем основы речевого и психического развития закладываются с первого года жизни и оказывают влияние на становление речи, усвоение структуры языка, интеллектуальные способности ребенка вплоть до окончания школьного возраста. Дальнейшее саморазвитие уже взрослых людей происходит индивидуально, но, как правило, в более замедленном темпе и на основе школьных навыков.

Эффективность урока у каждого учителя-предметника и качественное усвоение знаний учащимися зависят не только от применения передовых методик. Большое влияние на это оказывает особенности основных функций нервной системы, обеспечивающих согласованную работу всех органов, моторики, статики, условно-рефлекторной деятельности каждого ученика в классе. А учитывая, что двух одинаковых людей вообще не существует, можно сделать вывод: знания возрастной физиологии нужны каждому учителю, хотя бы потому, что поведение учеников 5 класса на любом уроке существенно отличается от возрастных особенностей восприятия информации учениками восьмого или одиннадцатого класса.

Конечно, с годами приходит профессиональный опыт общения с детьми, и учителю уже легче ориентироваться в разных моделях поведения. Но пока учитель учится понимать детей методом проб и ошибок, из школы во взрослую жизнь незаметно выходит «производственный брак». Это – грубое сравнение по отношению к детям, зато точно отражает незаметные, на первый взгляд, ошибки учителей, допущенные по незнанию и неопытности.

От чего зависит успешная работа учителя?

Исследования Института возрастной физиологии РАО наглядно демонстрируют, что за последние 30 лет психологические характеристики детей существенно изменились, хотя внешне они никак не проявляются. Проведенный анализ режима дня школьников показывает, что:

  • Дети мало бывают на воздухе и занимаются подвижными играми;
  • 90% дошкольников (а это дети в возрасте 5-6 лет) – уверенные пользователи всевозможных гаджетов, при этом 5 % осваивают технологичные «игрушки» в полтора года;
  • Загруженность детей с первого класса настолько велика, что у них не остается свободного времени.

К этому можно добавить мнение медицинских специалистов о вреде мониторов и экранов смартфонов для здоровья. Загруженность и быстрая утомляемость малышей – результат легкомысленного отношения родителей, в первую очередь, к «умным игрушкам» и недостатку внимания к развитию речи, мелкой моторики в раннем возрасте: учитель вынужден наверстывать упущенное, а новые задачи (учебная программа, которая движется по строгому расписанию), лишь усугубляют положение, загоняют детей в стресс, отбивают интерес к учебе и желанию общаться со сверстниками.

От того, каким придет ребенок в первый класс, зависит дальнейший уровень его подготовки и успешная работа учителя на уроке, без резких скачков и перегрузок, по графику, с классом и каждым учеником в отдельности. Но здесь есть одно «но»!

Разницу между педагогической запущенностью (невниманием семьи к раннему развитию ребенка или неправильным подходом к развивающим занятиям) и физиологическими особенностями развития, вызванных врожденными или приобретенными заболеваниями, генетической обусловленностью, неблагоприятным воздействием внешней среды учитель должен замечать. Школьный психолог не присутствует на каждом уроке, и не имеет возможности наблюдать за детьми в динамике.

С другой стороны, родители, приводя ребенка в школу, часто «слагают с себя полномочия», и не считают нужным и важным элементом воспитания и развития своего ребенка информирование учителя о том, в каких бытовых условиях и в какой психологической атмосфере воспитывался ребенок до школы, чтобы учителю было легче понять, над чем работать. Нередко родители детей, у которых врачами выявлены незначительные физиологические нарушения, не препятствующие обучению в обычной школе, скрывают от учителя медицинские рекомендации, оставляя ребенка на целый день в школе. Механизма, который поможет системно наладить взаимодействие школы и семьи на самом раннем, дошкольном этапе развития будущих учеников, чтобы помочь мамам и папам правильно развивать малыша, не существует.

Как учить детей сегодня?

Мозг современного первоклассника подвергается огромным перегрузкам с первых дней обучения из-за диссонанса и неконструктивного подхода взрослых, невнимания к возрастной физиологии.

30-40 лет назад первоклассники читали «Букварь» все первое полугодие, а требования к каллиграфическому письму сохранялись в течение всего срока обучения в начальной школе. Сегодня большинство первоклассников, к первому уроку чтения уже умеют читать (иногда даже бегло), но не осмысленно. А все потому, что в период дошкольной подготовки ребенок учил азбуку на клавиатуре мобильного телефона, а каллиграфическое письмо, развивающее мелкую моторику и способствующее осмысленному чтению, было выброшено родителями дошкольника «за ненадобностью».

На самом деле, надо вначале научить писать ручкой, до второго класса, а «нажимать буквы» на смартфоне нужно с 3-4 класса, постепенно, дозированно, когда сформируется внимание, регуляция сложной деятельности. Письмо ручкой – более медленный и даже утомительный, но необходимый процесс, через который нельзя «перепрыгивать». Такая подготовка к школе вредит, прежде всего, ребенку.

Уровень дошкольной подготовки сейчас у детей заметно различается, и привести «к общему знаменателю» знания и навыки первоклашек после «помощи» родителей, из самых лучших побуждений, довольно сложно. В такой ситуации учитель вынужден дифференцировать учеников в классе по типу восприятия (зрительное и слуховое), чтобы достичь быстрого усвоения темы. Хотя, такой подход – величайшее заблуждение, основанное на ложном представлении о возрастном функционировании мозга. Итогом создания подобных методик становится краткосрочное запоминание и, как следствие, отсутствие прогресса в обучении, потеря интереса у детей к познавательной деятельности и быстрая утомляемость, переходящая в стрессы.

Еще хуже, если учитель переучивает левшу, не понимая механизма физиологических процессов. Кстати, и среди родителей, и среди педагогов бытует миф, что ребенка нужно научить всему до трех лет, потому что это – период наиболее интенсивного восприятия знаний и навыков, а после обучающие ресурсы мозга резко снижаются. В действительности работоспособность мозга достигает пика к 25 годам, и загружать трехлетнего ребенка немыслимыми объемами информации, которая, к тому же, не воспринимается на должном уровне, в силу объективных физиологических причин, бессмысленно, а иногда – крайне вредно для нервной системы.

Заключение

Популярные методики обучения, без знания возрастной физиологии и психологии не работают. Учитель обязан опираться на эти знания, чтобы не просто повысить эффективность обучения, но и не навредить психике, физическому состоянию ребенка. Внедрение возрастной физиологии, как учебной дисциплины в педагогических ВУЗах и колледжах уже давно назрело. Было бы неплохо более интенсивно продвигать идею родительского «ликбеза», потому что переучивание не проходит бесследно.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
545
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
892
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1307
Оставить свой комментарий

Ваш город: