Ваш город:

Школа на дому: как лучше организовать обучение

8 дек. 2021 г.
0
6396

Домашнее образование вызывает противоречивые чувства в современном российском обществе – и не только у родителей школьников, но и в педагогической среде. Но вопреки всему, в последние годы домашнее обучение становится все более популярным. И в некоторых случаях, домашнему обучению отдается предпочтение не в силу объективных причин, а по принципу «а чем мы хуже Пети или Васи?».

Школа на дому: как лучше организовать обучение

Родители спешат воспользоваться правом перевода ребенка на домашнее обучение, иногда даже не задумываясь о степени необходимости и о том, смогут ли они организовать полноценный домашний формат обучения. А ведь получение образования на дому автоматически подразумевает, что придется выполнять часть административных обязанностей школы, да и учителей придется подменить, не имея соответствующей подготовки и времени.

Поэтому перед принятием решения о переводе ребенка на домашнее обучение необходимо тщательно взвесить все «за» и «против».

«Дворянское образование» в XXI веке – хорошо или плохо?

Прошло немногим более 100 лет, когда детей учили «мусье» и «фрау» из тогда уже «прогрессивной Европы», которых приглашали дворяне, для которых это был повод похвастаться образованием драгоценного чада и потешить собственные амбиции. Правда, были и те, кто занимался обучением и воспитанием нового поколения всерьез, не ради скуки, тщеславия или забавы: такое домашнее образование стало основой и опорой для прогрессивного развития российского государства.

Собственно, с тех пор в обществе ничего не изменилось. Но настала другая эпоха – технологическая. Время требует от современных детей многозадачности, умения мгновенно воспринимать и обрабатывать огромный объем информации, одновременно отрабатывая коммуникативные навыки, потому что умение работать в коллективе – основное требование профессий будущего.

Если взглянуть на наших детей глазами даже самых образованных людей 19 века, то они – гении, все до одного! А гениям нужен оперативный простор, которого они лишены в комфортных, но ограниченных условиях домашнего пространства. В школе дают базовое образование – необходимый и достаточный минимум, а ребенку нужно больше. Но смогут ли родители выполнить обязательное требование – дать общее образование, да еще квалифицированно дополнить его углубленными знаниями по отдельным предметам? Найдется ли столько времени? Хватит ли терпения у взрослых, собственной организованности для проведения системных занятий? Где будет отрабатывать навыки коммуникаций школьник, находящийся на домашнем обучении?

Основные виды домашнего обучения

Надомное обучение

Вынужденный вариант, который дает возможность получить аттестат детям с ограниченными возможностями, тем, кто из-за длительного лечения не имеет возможности посещать школу. Это – не выбор, а, скорее, шанс. Занятия с такими детьми проводят учителя, которые «прикреплены» школой, и занятия могут проводиться не только дома, но и в больнице или реабилитационном учреждении.

Кроме бесплатной помощи учителей, таким детям выдаются, тоже бесплатно, учебники из школьной библиотеки. Учебный план составляется директором и завучем школы, с привлечением родителей, и утверждается приказом. Родители имеют право приглашать для обучения и проверок учителей из других школ. «Минус» в том, что в учебный план будут включены только основные предметы, а учителя к дополнительной нагрузке относятся, мягко говоря, без энтузиазма, поскольку материально не заинтересованы в посещении «надомников».

Семейное обучение

Более осознанный выбор родителей, чем надомное, при котором, как правило беда вынуждает забрать ребенка из школы. Причины перехода на семейное обучение:

  • Психологические (ребенок – интроверт или экстраверт, конфликты в школе);
  • Частые переезды семьи, связанные с работой, другие семейные обстоятельства;
  • Ребенок профессионально занимается спортом, музыкой или другими видами искусства, требующими индивидуального графика учебных занятий;
  • Родители считают, что могут дать больше знаний, потому что ребенок – гений;
  • Религиозные убеждения и т.д.

Родители могут заниматься с такими детьми самостоятельно, с привлечением репетиторов и онлайн-школ. Но при этом они имеют право на бесплатные консультации школьных учителей и учебники, а проверку знаний проходят в школе, вместе с «удаленными» одноклассниками.
Конечно, удобно не зависеть от общего расписания, сэкономить на школьной форме, учиться в удобном темпе и комфортных домашних условиях. Главный недостаток – отсутствие коммуникации со сверстниками и общение, ограниченное узкими семейными рамками. А еще родителям придется прилагать немалые усилия, чтобы грамотно организовать учебную дисциплину: ведь, успешное усвоение знаний зависит, в том числе, от того, насколько системно будут проводиться занятия. В будущем таким детям придется и работу подбирать только ту, где возможен индивидуальный график, потому что им будет белее, чем сложно подстроиться к работе в коллективе, соблюдая определенный рабочий ритм.

Дистанционное обучение

О дистанционном обучении уже имеют представление все школьники и студенты России, а также их родители, в связи с пандемией и вынужденными занятиями в формате онлайн. Главный недостаток этой формы обучения – несовершенство обучающих технологий и отсутствие единого дистанционного плана. Собственно, с юридической точки зрения дистанционное обучение не является самостоятельной формой, а лишь дополняет стандарты в экстренных случаях. Регулярная связь с учителями при дистанте не прекращается, аттестации проходят в очном формате. И, да, дети находятся дома, но должны выходить на связь по расписанию, а уж как организованно они это делают, должны следить родители, потому что учитель с экрана монитора не может проследить, чем в действительности занят ученик во время онлайн-урока.

От чего нельзя отказаться при переводе ребенка на домашнее обучение?

Прежде всего, нужно позаботиться о здоровье ребенка. Домашние занятия должны проводиться с обязательными переменками, как в школе – это элементарные санитарные нормы, и они совсем не лишние. Зрение, осанка, своевременное и сбалансированное питание, гигиена, физические упражнения и прогулки на свежем воздухе – не только важные составляющие успешной учебы, но и забота о здоровье ребенка на будущее.

Организованное рабочее пространство и строгое соблюдение расписания занятий стимулирует самодисциплину, приучает к аккуратности. Это – бесперебойная работа сети интернета, проведение занятий в специально отведенном месте, а не «на коленках», четкое и продуманное расписание уроков. В школе не бывает «сделаю потом», и ребенок, находящийся на домашнем обучении должен усвоить эти правила. Исключение можно делать только по уважительным причинам. Такой подход к домашнему обучению со стороны родителей избавит в дальнейшем от необходимости постоянно следить, не отвлекся ли сын или дочь на болтовню с друзьями по телефону или на компьютерные игры, напоминать ребенку, что нужно убирать рабочее место и т.д.

Обязательно нужно продумать, как ребенок будет общаться со сверстниками после занятий, чтобы он не чувствовал себя «узником», имел возможность отрабатывать навыки социализации.

Подведем краткий итог: расширенные возможности для домашнего обучения, предоставленные законодательством РФ – это хорошо, но еще лучше – правильный, вдумчивый подход, когда речь идет о будущем детей. Вспомним, по случаю, что труд учителей становится заметным, спустя многие годы, а именно при домашнем обучении родители берут на себя функции и ответственность профессионалов.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Директор департамента госполитики в сфере воспитания, допобразования и детского отдыха Минпросвещения Наталья Агре
Экспертная группа, включающая российских деятелей искусства, совместно с представителями Минпросвещения РФ намерена определить перечень песен для обра..
Минпросвещения и артисты РФ подберут под каждый возраст песни для уроков музыки
24 янв. 2025 г.
0
1042
Артем Метелев - председатель комитета Госдумы РФ по молодёжной политике
В Государственной Думе РФ раскрыли подробности законопроекта о борьбе с травлей в школах...
В Госдуме РФ рассказали о подготовке законопроекта о борьбе с травлей в школах
23 янв. 2025 г.
1
1837
Московский педагогических госуниверситет
Правительство Москвы запускает пилотную программу высшего образования по подготовке педагогических кадров для системы среднего профессионального образ..
Правительство Москвы внедряет программу по подготовке преподавателей профобразования
22 янв. 2025 г.
0
817
Оставить свой комментарий

Ваш город: